Монтаж карнизной планки для металлочерепицы

202

Металлочерепица – кровельный материал, пользующийся популярностью из-за своей надежности и привлекательного внешнего вида. Прежде чем постелить его, необходимо произвести монтаж карнизной планки для металлочерепицы. Именно она отвечает за защиту крыши от механических повреждений.

Особенности устройства и назначение

Схематичное изображение карнизной планки
Схематичное изображение карнизной планки

Карнизная планка (свес, концевая планка, карниз) – изделие из тонкого листового металла для защиты от коррозии и с декоративной целью покрытое грунтовочными и красящими средствами.

При монтаже крыши из металлочерепицы обязательно необходимо устанавливать карнизную планку, так как она максимально увеличивает срок службы покрытия. К функциям, которые она выполняет, относятся:

  • придает кровле законченный вид;
  • защищает карнизную доску, чердачное помещение, подкровельное пространство от попадания влаги;
  • обеспечивает подачу конденсата от гидроизоляционной мембраны в водосточный желоб.

Карнизная планка для металлочерепицы несколько отличается по ширине и форме от изделий для других видов кровельных покрытий.

Материалы и габариты

Для изготовления этого вида планки применяется тот же материал, что и для металлочерепицы – оцинкованная сталь, с различным покрытием:

  • Пурал, продляющий срок службы до 50 лет. Для изготовления этого покрытия используется полиуретан, с добавлением полиамида и акрила. Материал, обработанный пуралом, устойчив к воздействию ультрафиолетом, химическими веществами, кислотами и перепадам температур. Особенно хорошо он зарекомендовал себя при использовании в морском климате. Единственный недостаток карнизных планок, покрытых пуралом, это дороговизна.
  • PVDF – до 40 лет. Эта защитная основа изготовлена из поливинилфторида, с небольшим добавлением акрила. Эффективно оберегает сталь, как от механических, так и немеханических повреждений. Не выгорает под воздействием прямых солнечных лучей.
  • Полиэстер – до 20-25 лет. Самое дешевое покрытие для оцинкованной стали, поэтому самое востребованное. Тем не менее, полиэстер хорошо справляется со своими функциями. Он эффективно защищается металл от коррозии, перепадов температур и воздействия ультрафиолетом. Основным недостатком этого материала является его низкая устойчивость к механическим повреждениям. Поэтому при монтаже свеса, покрытого полиэстером, следует соблюдать осторожность.

Менее популярные покрытия, используемые для карнизных планок, это матовый полиэстер и пластизол.

Стандартная длина изделия составляет 50-60 см, но в строительных магазинах встречаются планки длиной более 2 м. Изгиб может быть от 90 до 135°, толщина металла от 0,4 мм.

Если стандартные размеры не устраивают покупателя, то можно заказать планку необходимой длины у производителя.

Виды и варианты оформления карнизных планок

Карнизный свес для крыш из профнастила бывает нескольких видов, отличающихся друг от друга размерами и градусом загиба. К ним относятся:

  • Стандартная. Чаще всего используется для монтажа кровли. Загиб 120°, размеры сторон – 110-120 мм и 60-80 мм.
  • Усиленная. Способна защитить подкровельное пространство даже при сильных горизонтальных ветрах. Размер такого вида свеса 150 мм и 40-50 мм.
  • Профилированная. Гораздо реже используется при монтаже крыш из металлочерепицы. Форма почти с прямыми углами и несколькими ребрами жесткости. Достаточно прочная, способная выдержать даже сильные порывы ветра.

Также помимо разницы в размерах карниз отличается по типам полимерного покрытия.

Для оформления карнизной планки обычно используют 2 варианта – классический и внутреннее отведение влаги.

Классический вариант используют в районах со стандартными погодными условиями – без сильных шквалистых ветров, повышенной влажности и тому подобных. При этом удаление конденсата из подкровельного пространства осуществляется воздушными потоками, которые циркулируют через отверстия в торцевых частях карниза.

Монтаж крыши при классическом варианте происходит в следующей последовательности:

  1. Стропило.
  2. Капельник.
  3. Гидроизоляция.
  4. Карнизная планка.
  5. Начальная обрешетка.
  6. Контробрешетка.
  7. Обрешетка.
  8. Металлочерепица.

    Крепление монтажной планки
    Крепление монтажной планки

Второй вариант монтажа кровельного свеса был введен в эксплуатацию производителем металлочерепицы из Финляндии RANILA. Он считается наиболее простым и надежным.

Рекомендуется использовать его в условиях северного морозного воздуха. В средних широтах лучше применять классический вариант, так как при этом способе монтажа происходит нарастание льда и появление сосулек на свесе кровли.

Особенностью внутреннего отведения влаги с карнизного свеса является другой подход к укладке пароизоляционного материала.

При этом способе он не скатывается до нижнего конца карниза, а срезается на середине вылета кобылок крыши или стропильных балок. Из-за этого влага прокапывает сквозь подшивку карниза, а не стекает к ней.

Для защиты ото льда в этом случае кровлю подбивают рейками из дерева, а не перфорированными панелями софитов.

Отличия карнизной планки от капельника

При самостоятельном монтаже кровельный свес часто путают с другим элементом – капельником. Установка его вместо карниза может существенно сократить срок службы кровли.

Основная разница между этими двумя элементами – это различное назначение и место установки. Главные функции капельника – отвод влаги, скопившейся на гидроизоляции, и защита намокания лобовой доски и стропил.

При монтаже капельник устанавливают на стропильную доску, заводя его при этом за гидроизоляцию. Очередность установки этих двух элементов также отличается. Карнизную планку устанавливают непосредственно под металлочерепицу на уже готовый кровельный пирог, а капельник – на «голую» стропильную систему.

По нижней части капельник не прилегает к брусу, а свешивается с него, так как, в отличие от кровельного свеса, он выводится под водосточный желоб.

Нюансы монтажа

Схема монтажа карнизной планки
Схема монтажа карнизной планки

К монтажу карнизной планки приступают после полного завершения работ по установке стропильных балок. Чтобы избежать перекосов свеса, их зачищают, выравнивают под набивку планок контробрешетки.

Монтаж основания

Основание для карниза из профнастила оформляется в 4 этапа:

  • Этап первый – выравнивание свеса. При помощи уровня натягивают шпагат и по нему обрезают выступающие части стропил, контробрешетки и обрешетки. В случае необходимости их наоборот наращивают до требуемой длины, чтобы получилась ровная поверхность.
  • Этап второй – монтаж лобовой доски. Относительно стропил она должна немного (не более чем на 10 мм) выступать. Верхний наружный угол должен полностью совпадать с углом капельника.
  • Этап третий – крепление вентиляционной ленты. Ее основная функция – защита подкровельного пространства от проникновения со стороны водосточного желоба насекомых и мелких птиц.
  • Этап четвертый – монтаж крюков для водосточной системы. Эти работы могут выполняться как до установки карнизной планки, так и после них. Это напрямую зависит от того, какие крюки планируется использовать – длинные или короткие. Первые устанавливают до монтажа свеса, вторые – после, на лобовую доску.

Если металлочерепица будет укладываться на сплошную обрешетку, то на этом монтажные работы по карнизной планке закончены. Если обрешетка выполнена из брусков, то понадобится нарастить крайний из них. Иначе верно установить карнизный свес на узкую рейку не получится, и он будет свисать.

Установка деталей карнизного свеса

Прежде чем устанавливать карнизный свес следует высчитать необходимый размер и угол. Затем приготовить все инструменты, которые потребуются. Для монтажа понадобится:

  • планки;
  • молоток;
  • рулетка;
  • длинные гвозди или саморезы (с плоской головкой) из расчета на 1 погонный метр 8-10 штук.

Установка карнизных планок проходит в 5 этапов:

  1. В первую очередь карнизный свес потребуется загнуть со стороны торца дома. Для этого по длинному краю, отступив 20 мм, на верхней части на карнизе делают надрез до сгиба, затем убирают получившийся прямоугольник. Аналогичный по размерам прямоугольник отрезают в месте фланца. Полученную таким образом свободную боковину загибают под углом 90°. Эта манипуляция повысит надежность крепления.
  2. Далее укладывают уголок на сплошную обрешетку или на опорную доску таким образом, чтобы место сгиба полностью совпадало с наружным краем рейки.
  3. Затем проводят 2 линии по верхней части фасонного элемента. При этом первая должна находиться на расстоянии 1/3 от карниза, вторая – на 2/3.
  4. После этого начинается крепление свеса. Первый гвоздь вбивается в первую линию на расстоянии в 20 мм от торцевого края. Каждый следующий гвоздь забивается в 30 см от предыдущего.
  5. На второй линии гвозди вбиваются в шахматном порядке относительно первого ряда. При этом первый гвоздь забивается в 17 см от торца.
При монтаже карнизных планок не следует допускать зазоров между ними. Для этого их накладывают внахлест на предыдущую, не более чем на 1 см. Место стыка дополнительно можно укрепить еще одним гвоздем. Последнюю планку со стороны торца загибают и закрепляют гвоздем, отступив при этом от края на 2 см.

Заключительные работы

Завершающим этапом по установке карнизных свесов является крепление монтажных крюков, предназначенных для желобов системы водоотведения. Крепятся они при помощи саморезов к двум нижним рейкам карнизной планки.

Чтобы скрыть уложенные на бруски крюки, поверх них прокладывается еще один ряд реек из дерева. Затем на держатели укладывается водосточный желоб, а на бруски устанавливается карнизный свес.

Нижний край свеса убирается внутрь желоба, и начинаются монтажные работы по укладке металлочерепицы и доборных элементов, которые помогут обеспечить дополнительную защиту крыши. К ним относятся:

  • Конек. Он используется не только как декоративный, но и как защитный элемент для стыков и вентиляционного зазора от задержки и просачивания влаги.
  • Торцевая планка оберегает подкровельное пространство от попадания насекомых, птиц, воды. Кроме того, она защищает кровлю от сильных порывов ветра.
  • Ендова нижняя. Устанавливается на место стыков металлочерепицы, для защиты от просачивания под крышу.
  • Снегозадержатели оберегают кровлю от разрушения под давлением большого количества снега.

Кроме того, существует еще ряд доборных элементов, которые требуется установить при монтаже крыши из профнастила. Каждый из них способен значительно увеличить срок эксплуатации крыши.

Правильно установленная карнизная планка надежно защитит подкровельное пространство от попадания в него воды, грязи, насекомых и птиц. При правильном подборе материала и соблюдений всех правил по монтажу установить свес можно самостоятельно без привлечения специалистов.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here